Иван Сытин: капиталист или просветитель?
Те тектонические сдвиги, которые стали возможны благодаря александровским указам, не происходят в одночасье. Несколько десятилетий естественного, но непрерывного и стабильного развития понадобилось для того, чтобы российская промышленность заняла подобающее ей место на мировом рынке. Не меньше времени потребовалось для того, чтобы количественные показатели российской экономики переросли в качественные.
Ведь на определённом уровне развития становится понятно: вопрос не только в том, сколько производить – важно ещё и то, что и для кого ты производишь.
1860-е годы остались в истории русского предпринимательства временем, если угодно, «дикого капитализма». Сегодня мы можем отдалённо представить себе ту атмосферу, лишь вчитываясь в пьесы Островского. Однако мало-помалу способы извлечения прибыли стали разделяться на социально одобряемые с одной стороны и неблаговидные с другой. И предпринимательская активность стала тяготеть в пользу первых.
19 декабря 1876 года открыл собственное дело крупнейший книгоиздатель России Иван Дмитриевич Сытин. Он стал примером человека, который сделал себя сам, да ещё и добился успеха на ниве народного просвещения.
Крестьянское происхождение было не самой завидной отправной точкой для карьеры – однако после Великих реформ оно уже не означало и приговора к беспросветной жизни. В 12 лет будущий магнат книгопечатания отправился на заработки. Трудился в книжных лавках и постигал хитрости отрасли. Потом была удачная женитьба и приданое, которое позволило открыть собственное дело. Впрочем, без доступных кредитов для малого бизнеса и он едва ли смог бы встать на ноги.
Сытин очень тонко чувствовал тот рынок, на котором работал. Он сделал ставку во-первых на сетевое продвижение, а во-вторых на книги массового спроса. Это сочетание позволило ему донести свою продукцию до самых отдалённых уголков страны, фактически сделав рынком сбыта всю Россию.
Здесь стоит отметить, что представление о «тотальной безграмотности» дореволюционной России, мягко говоря, преувеличено. В процентном отношении, безусловно, большинство население грамотностью не обладало, и качественным образом ситуацию удалось изменить лишь во II десятилетии XX века. Однако общее число грамотных россиян уже к концу XIX века составляло десятки миллионов человек. А с учётом того, что грамотность проникала во все сословия, эти миллионы желали читать отнюдь не салонную литературу и не философские трактаты.
Через 8 лет после начала собственного книгопечатания Сытин с подачи Льва Николаевича Толстого начал сотрудничество с издательством «Посредник» на ниве массового издания доступных по цене небольших книжек с произведениями русских писателей. Кроме графа Толстого к проекту присоединились Лесков, Короленко и Гаршин. Иллюстраторами вызвались быть художники такого уровня, как Репин и Савицкий. И успех превзошёл все ожидания – только за первые четыре года было продано 12 миллионов книг.
При этом ошибкой было бы представлять себе Сытина филантропом: в нём причудливым образом сочетались высокие порывы просветителя с железной хваткой капиталиста. Показательны его отношения с рабочими собственной типографии. С одной стороны, он согласился на их требования о девятичасовом рабочем дне. На дворе ведь уже не XIX век, и сокращение продолжительности рабочего дня стало трендом для всей империи! Но с другой стороны, он установил такой порядок оплаты труда, по которому наборщикам оплачивались только буквы, но не знаки препинания.
Сытину это позволяло сэкономить до 12% фонда оплаты труда. У рабочих, разумеется, по этому вопросу было прямо противоположное мнение. Они умели постоять за свои права, и объявили издателю стачку. Идея стачки понравилась и рабочим других московских заводов, у которых тоже были вопросы к своим фабрикантам… Так «сытинская запятая» подлила масла в огонь 1905 года.
Но даже при всём том Сытин остался в своей отрасли новатором и, без преувеличения, изобретателем. Например, для мотивации подростков к чтению он придумал и опубликовал массовым тиражом первую в России «Детскую энциклопедию» в 10 томах. Вклад в популяризацию грамотности? Безусловно. А заодно – воспитание будущих покупателей.
Даже идея того самого перекидного календаря, который был едва ли не в каждой советской семье, реализована именно Сытиным: в 1884 году на Нижегородской ярмарке им был представлен доступный для покупателя календарь на 1885 год, в котором для каждого дня была выделена отдельная страница, и на каждой такой странице помещён полезный совет.
В 1887 году, спустя полвека после смерти поэта, истёк срок авторских прав произведения Пушкина – и Сытин сразу же выпустил массовым недорогим тиражом полное собрание его сочинений в 10 томах. После 1902 года он таким же образом издал сочинения Гоголя. Но, быть может, самым долговечным проектом книжного магната стал журнал «Вокруг света», который он купил в 1891 году и по своему обыкновению превратил в издание для широких масс. Он и сейчас выходит.